Джефф Безос «купил» Вашингтон пост и сразу «вернул»!
В прессе пронеслась срочная новость: Отец основатель крупнейшего онлайн маркета и создатель электронных книг и планшетов Kindle Джефф Безос купил авторитетную газету Вашингтон пост за двести пятьдесят миллионов долларов. И сразу возникла масса предположений о его планах на это издание.
Однако в этот же день последовало опровержение. Оказывается, это была «огромная путаница». Якобы Безос бродил по интернету и нечаянно нажал где-то на кнопку «купить», благодаря чему с его карты слетели сотни миллионов долларов, а газету приписали в его ведение. Когда до Безоса дошла информация об этом, он назвал всю эту историю «чистым сумасшествием». «Ни за что на свете не стал бы покупать Вашингтон Пост», сказал он: «Я даже не читаю The Washington Post».
Но это на самом деле неважно. Купил или «это была ошибка» как пишут сейчас, главное то, что это все произошло и имеет вполне осязаемую подоплеку. Джефф Безос и его команда разработали уникальный механизм доставки контента – через бесплатный интернет, которым могут воспользоваться все пользователи Kindle 3G. А это значит, что в любой момент вы можете получить ту информацию, которую до вас желают донести. Вам даже не надо этого хотеть. Это может быть в виде рекламного банера, или в виде информации на стартовой странице браузера, или некое «специальное предложение», которое внезапно всплывет на вашей странице, но это может быть и будет!
Но является ли информация, публикуемая в Вашингтон пост настолько универсально интересной, чтобы заслужить видное место среди этих посланий. Может и нет. Но тут интересны слова самого Безоса, которые он произнес во время одной из своих «пророческих» речей: «Интернет преобразовывает почти каждый элемент бизнес-новости: сокращает циклы новостей, подрывает долгосрочные надежные источники доходов и включает новые виды конкуренции. Невозможно угадать какая новость важна, а какая нет. Мы будем рассылать новости «на пробу» и это будут сообщения о планах правительства, местных властей, о ресторанах и предприятиях, благотворительных организациях, спорте и так далее».
То есть планы по сбору, формированию и рассылке новостей есть! И какая-нибудь крупная газета в ведении была бы надежным подспорьем в этом деле. Тем более что Амазон – это явный лидер по производству именно персонализированных новостей. О чем речь? Сейчас объясним.
Давайте начистоту. Если вы являетесь владельцем электронной книги или планшета Kindle, да еще и зарегистрировали его, то, скорее всего, Amazon уже знает гораздо о вас гораздо больше, чем, скажем, Facebook. Потому что Амазон знает самое главное: что вы покупаете. Вот это настоящая золотая информация. Facebook аналогично пытался собирать историю покупок своих пользователей, но был обвинен пользователями в незаконном сборе личной информации, будто маньяк какой-то. А Amazon никогда не обвинят в подобном, он не вторгается в вашу личную жизнь, он лишь хранит полученную информацию.
Ваша запись клиента Amazon рассказывает, где вы живете, что вы покупаете, то, что вы хотите купить, и выводы из этой информации можно сделать глобальные. Этих данных достаточно, чтобы делать такую рекламу, которая практически сразу «зацепит» конкретного пользователя. Но это не интересно Безосу. Гораздо интереснее использовать эти данные для создания идеальных новостей лично для вас. Вы купили подгузники через Amazon? Тогда вам подойдут новости о воспитании детей. Вы закачали себе новую книгу Стивена Кинга? Будьте уверены, вы первыми получите новость о предстоящей экранизации. Владельцы Kindle будут получать новости с учетом их географического положения, их демографических данных и их покупательских привычек.
У Безоса нет амбиций стать медиа-магнатом. Он не хочет влиять на политические или бизнес процессы в стране, он дал это понять. Но он хочет продавать! И этот процесс можно улучшить с помощью медиа. Как он это сделает – покажет время.